[Лат. Montanus et Maxima] († 303/4), мученики Сирмийские (Сингидунские) (пам. зап. 26 марта, 11 и 26 мая). М. и его супруга Максима пострадали в г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия). М. был священником в Сингидуне (ныне Белград). Когда при имп. Диоклетиане начались гонения (нач. IV в.), он бежал в Паннонию, но в Сирмии был арестован и предстал перед судом префекта Проба. Под угрозой смерти отказался отречься от веры и принести жертвы языческим богам. Проб призвал жену М. Максиму, надеясь, что она уговорит мужа не упорствовать и согласиться отречься от веры, однако та с не меньшим мужеством исповедала веру во Христа. Тогда Проб приказал надеть супругам камни на шеи и бросить в р. Саву. Их тела вскоре были вынесены на берег и преданы погребению благочестивыми христианами, к-рые знали М. и Максиму. Судя по датам и дням памяти мн. Паннонских мучеников, на время прибытия Проба, чье имя упоминается в неск. Мученичествах, приходится резкое ужесточение гонений в этой области (см. также ст. Ириней, сщмч., еп. г. Сирмий).
О казни М. есть упоминание в Мученичестве Поллиона (BHL, N 6869), к-рое, вероятно, было составлено в V в. в Риме. Возможно, в то же время было написано и еще одно сказание о М., к-рое легло в основу сведений, приводимых в Мартирологах, но как отдельный памятник не сохранилось.
В Иеронимовом Мартирологе под 26 марта упоминаются М., к-рый был брошен в реку, и его супруга Максима. О казни Максимы не сообщается. Там же о М. сказано под 11 мая. В нек-рых др. зап. Мартирологах подтверждается, что Максима разделила участь мужа; встречается также еще один день их памяти - 26 мая.
М. и Максима почитаются в Румынской Православной Церкви под 26 марта как первые святые дако-романского происхождения, известные по именам.